Защита прав потребителей
Закон «О защите прав потребителей» (далее Закон) становится «регулятором» наших правоотношений с лицами-субъектами предпринимательской деятельности тогда, когда, заключая сделку мы действуем исключительно в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Перечисленные признаки и дифференцируют применение либо неприменение Закона к конкретной сделке. Конечно, это не значит, что в случае неприменения Закона, правоотношения выпадают из-под механизма правового регулирования. Применение Закона, его нормы, в большей степени, чем иные нормы гражданского законодательства, защищают потребителя. Закон презюмирует (предполагает) вину предпринимателя, в силу чего на него ложится больший объем обязанностей, чем на потребителя, в доказывании обстоятельств по спору (сделке, ее исполнении). Закон предоставляет возможность требовать компенсации морального вреда. А размер неустоек и штрафов предусмотрен в таком размере, в котором предприниматели не приняли бы на себя в предпринимательской сделке своей волей.
Но и «натянуть» нормы Закона к своему спору, только на том основании, что Вы выступаете в сделке как физическое лицо, не получится. Например, приобретение семи единиц товара относящегося к технически сложному, суд не признает как сделку совершенную для личных нужд и не применит Закон.
Споры, подпадающие под действие Закона достаточно разнообразны.
Это сделки по купле-продаже бытовой техники, домашней, оргтехники, транспортных средств, спортинвентаря, инструмента и товаров иного характера и назначения.
На стадии предшествующей передаче товара, это может быть нарушение сроков его передачи относительного срока, установленного договором.
При передаче товара, это может быть отсутствие какой-либо документации, некомплектность товара, несоответствие его (цвет, модель и т.п.) условиям договора.
После передачи товара (период использования), это выявление различного рода недостатков или иных признаков, о которых Вам не было сообщено (а может быть и скрыто), но влияющих на возможность использования товара по назначению (выбор конкретного товара).
В этих случаях надо принимать решение (в установленный законом срок) об отказе от договора, о замене товара, об устранении недостатков и иных требованиях в соответствии с Законом. Ваши требования подлежат удовлетворению в обязательном порядке, в предписанный Законом срок. Их невыполнение или выполнение с нарушением срока влечет санкции для продавца. Устранение недостатков стороной договора также, должно быть осуществлено в срок, предусмотренный Законом, иначе последуют требования о выплате штрафов, неустоек и/или отказ от договора с требованием возврата уплаченных денежных средств.
Говоря о правах потребителя на отказ от договора (товара), следует упомянуть, что при интернет-продажах (дистанционный способ продажи), потребитель вправе отказаться от товара надлежащего качества в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней. Для обычных сделок купли-продажи Закон такого права для потребителя не предусматривает (данное право связано с нарушениями договора со стороны продавца).
В спорах по поводу недостатков товара не надо торопиться самим обеспечивать проведение экспертизы по их установлению и обращаться с заключением в суд, не предоставив продавцу возможность провести экспертизу. В подобных ситуациях суд может отказать в иске освободив продавца от ответственности за недостатки.
Нарушения, с которыми сталкиваются потребители при заключении и исполнении договоров на выполнение работ и оказание услуг аналогичны – нарушение срока исполнения работ (оказания услуг), некачественное их выполнение (оказание) либо неполнота выполнения, отказ (уклонение) в устранении недостатков либо несоблюдение сроков их устранения.
Важно! В договоре на выполнение работ или оказание услуг необходимо подробно определить требования (условия) которым должен соответствовать результат работ (предмет договора) до каждых мелочей. В случае спора, при неполноте описания предмета договора, Вы не сможете доказать нарушение подрядчиком (исполнителем) условий договора и реализовать свои права на отказ от договора или требовать устранения нарушений.
К описываемым ситуациям относятся споры, вытекающие из договоров заключаемым с банками, автосервисами, из договоров страхования (за исключением ОСАГО), из сделок в сфере туристических услуг, в сфере оказания коммунальных, бытовых, медицинских (косметологических), косметических услуг и иных услуг.
Сотрудники юридического агентства «Афанасьев и партнеры» имеют достаточный и разнообразный опыт в спорах по защите прав потребителей, позволяющий начальном этапе оценить исход спора и помочь Вам в его разрешении.